Систематическое утомление и переутомление детей желательно устранять

Систематическое утомление и переутомление детей желательно устранять

Скачать:

Вложение Размер
utomlenie_i_pereutomlenie_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Информационные перегрузки и утомление у детей дошкольников

Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.

Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему? Когда я пишу эти строки, моя 7-летняя дочь сидит рядом за компьютером и тоже ловко нажимает на клавиши. У нее уже есть свой, пусть и игрушечный, обучающий компьютер, на котором можно решать логические, математические задачи, тренировать память, скорость реакции и многое другое. Это замечательно — ребенку легче осваивать школьную программу, благодаря интенсивному умственному развитию он способен к восприятию более сложной информации об окружающем мире. Но в то же время я очень хорошо вижу и понимаю, что интерес к компьютеру и телевизору может настолько поглотить ребенка, что он не будет ничего замечать вокруг. Эта опасность не в научных книгах — она у меня перед глазами.

Когда ребенку 6—7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13—14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.

Сегодня, например, воскресенье, выпал мягкий мокрый снег, и самое время пойти лепить снежную бабу. Забыв про Интернет и телевизор, мы с дочерью вначале взяли лопаты и расчистили дорожки, а потом на поляне слепили замечательную снежную красавицу, волосы которой были из веток и мха. Настроение после этого было прекрасное. Раскрасневшиеся и довольные, мы пришли домой, и дочь с энтузиазмом начала писать маленькую книжку «про скульптуру», сопровождая ее оригинальными рисунками. Эта маленькая, с увлечением сделанная книжка хранится у меня теперь в письменном столе.

Формировать у детей интерес к чему-либо при отсутствии оного у себя самого — бессмысленная затея. «Давай танцевать под музыку!» — говорю ребенку в очередные выходные. «Ура! Давай!» — отвечает радостно ребенок. Сколько возможностей, когда ребенку 6—8 лет!

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.

Сыну моих знакомых было чуть больше 4 лет, когда детство у него закончилось. Всю неделю он был обязан посещать кружки: акробатический, по рисованию, по развитию речи, танцевальный и т. д. Конечно, после первой же насыщенной полезными занятиями недели с ним приключилась настоящая истерика, он отказался куда-либо идти и что-либо делать. Он громко

кричал, разбрасывал вещи и совершенно не слышал взрослых. Мама тщетно старалась объяснить ему, что «за все заплачено», и потому он должен ходить. Для ребенка такая нагрузка непосильна! Резервы психики дошкольника еще очень малы, и поэтому вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения: капризы, раздражительность, повышенную возбудимость и т. д.

Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте

В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Государственная символика

Утомление и переутомление у детей школьного возраста.

К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Огромные нагрузки в школе, когда необходимо освоить большой объем учебной информации, дополнительные занятия в кружках, факультативные занятия могу привести к возникновению утомления. Под утомлением подразумевается временное понижение работоспособности организма, которое появляется вслед на напряженной работой на протяжении определенного времени.

О начале утомления школьника говорят следующие признаки:

— снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время исполнения рабочих операций);

-· ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

— ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);

— появление чувства усталости.

Утомление, само по себе, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. В этой связи необходимо остановиться на вопросах профилактики утомления.

У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Учитывая физиологическую сущность утомления, гигиенисты ищут пути, отдаляющие его наступление и предупреждающие развитие утомления.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована. Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться:

— на обеспечении оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания;

— умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;

— деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.

Но если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является патологическим процессом.

Переутомление — это состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражи-тельность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы.

Выраженными признаками переутомления является:

— резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;

— нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);

— стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония).

Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.

Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

— свободное время, возможность обеспечить двигательную активность школьника по собственному выбору;

— режим питания — интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4 часов при 4-5 разовой кратности питания;

— продолжительность и кратность сна — д ля детей 6-7 лет на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет — 11-10 ч, в 11-14 лет — 10-9 ч, в 15-17 лет — 9-8 ч.

— время пребывания на свежем воздухе в течение дня — общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем — 2,5-3 ч, в старшем — 2-2,5 ч;

— продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома.

Быть здоровым современным ребенком – тяжелый труд, быть родителями — задача для сильных духом и неравнодушных мам и пап. Легкого вам жизненного пути мудрых педагогов на нем.

гигиены детей и подростков Л. В. Михалевская

Почему возникает переутомление у детей?

Переутомление у ребенка – довольно частое явление в современном мире. Если раньше усталость была чувством присущим взрослым, то теперь не меньше от него страдают и дети. Всё больше и больше информации, растут нагрузки в школе, бесконечные кружки, изучение языков, использование гаджетов. Всё это приводит к истощению ребёнка и перегружает его нервную систему.

Как проявляется усталость у ребенка?

Распознать утомление у детей можно по следующим признакам: ребенок начинает хуже учиться в школе, не хочет выполнять заданное на дом, а его познавательные процессы ухудшаются. Если он выполняет домашнюю работу, то с ней возникают трудности. Все это признаки утомления у ребенка.

Основные причины переутомления

Переутомление не наступает моментально. Это длительно развивающийся процесс. Состояние утомленности у грудничков провоцируется дискомфортом, мышечным напряжением, неправильным режимом дня (некорректное распределение времени на сон и активность), частыми болезнями, снижением уровня гемоглобина в крови.

У школьников и подростков причинами переутомления могут быть следующие распространенные жизненные ситуации:

  • Перегруженность в школе, на дополнительных занятиях;
  • Отсутствие мотивации к деятельности. Ребенок не понимает, зачем ему нужно играть на скрипке по 2 часа в день, если этого просто хочет мама;
  • Эмоциональная нестабильность дома. Строгость родителей, излишняя придирчивость к поведению и результатам учебы;
  • Несоблюдение режима дня;
  • Плохое питание. Дефицит витаминов, жиров, углеводов;
  • Минимальное количество прогулок;
  • Отсутствие физической нагрузки;
  • Гормональные сбои в подростковом возрасте.

Таким образом, на ухудшение физического, психологического состояния ребенка в любом возрасте влияют внешние и внутренние причины. Если выявить их точно, устранить, справиться с переутомлением получится более эффективно и быстро.

Неправильный рацион питания – одна из главных причин переутомления

Несбалансированный рацион питания — одна из главных причин, вызывающая усталость, упадок сил и отсутствие настроения. Поэтому тому, что ест ребенок, родители должны уделять особое внимание. И, желательно, с самого детства. Ведь чем раньше малыш привыкнет есть здоровую и полезную пищу, тем больше питательных веществ и витаминов будет получать его организм в период формирования новых клеток и активного роста. Родителям, безусловно, также необходимо изменить и свой рацион питания, поскольку собственный пример — лучший способ воспитания.

Невозможно заставить ребенка есть тыкву и индейку, если родители едят пельмени. Культура здорового и правильного питания должна быть заложена в основу семейного быта. Это необходимо и детям, и родителям практически в равной степени. Более того, правильное и здоровое питание может стать эффективной мерой профилактики возникновения и развития многих заболеваний, например, диабета и болезней ЖКТ.

Учеными установлено, что чаще всего слабость и усталость у детей вызывают нехватка цинка и анемия, возникающая при недостатке в организме железа, витаминов группы В и С, фолиевой кислоты и других важных питательных веществ. Это происходит, когда основу рациона питания составляют термически обработанные продукты, во время приготовления которых большая часть витаминов и полезных веществ, в частности — цинк, разрушается. Чтобы решить эту проблему, нужно увеличить количество употребляемых в пищу свежих овощей и фруктов.

Желательно, чтобы они составляли половину или хотя бы третью часть суточного детского меню. При анемии эритроциты крови не получают достаточного питания и не могут полноценно насыщать органы и ткани кислородом. В результате организм переходит в режим экономии ресурсов, возникает слабость, упадок сил и хроническая усталость. Избавиться от анемии можно, увеличив в рационе питания количество продуктов, богатых недостающими витаминами и микроэлементами. В дополнение к этому можно принимать аптечные витаминные комплексы, чаще бывать на свежем воздухе и регулярно выполнять кардионагрузки.

Как преодолеть хроническую усталость у ребенка?

Родители должны знать, как снять усталость детям. Если усталость переросла в хроническую стадию, то ребёнок будет плохо спать, его настроение будет переменчиво и капризно, у него будет болеть голова и ухудшится общее самочувствие.

И как же бороться с этой опасной усталостью?

  1. Сформируйте для ребёнка чёткий режим дня и не нарушайте его даже в праздники, иначе вы рискуете сбить налаженный распорядок.
  2. Откажитесь за час до сна от того, что будоражит детскую психику – компьютер, телевизор. Его занятия перед сном должны быть спокойными.
  3. Ребёнок должен гулять на улице не менее часа каждый день. Не запрещайте ему встречаться с друзьями – свежий воздух полезен, а дружеское общение поднимает настроение.
  4. Откажитесь от части факультативов – оставьте только те занятия, которые по-настоящему важны для школьника, например, обучение английскому языку и уроки в художественной школе. Запланируйте неделю так, чтобы у ребёнка оказались свободными 1-2 будних дня в неделю.
  5. Разнообразьте его жизнь, избавляя ребёнка от синдрома из «Дня сурка» — вместо просмотра телевизора сходите в парк или музей, на каток, выберитесь вместе в кинотеатр.
  6. Сократите взаимодействие ребёнка с гаджетами. Бесконечный поток информации развивает хроническую усталость. Постарайтесь снизить виртуальный игровой процесс ребёнка до 40 минут.

  • Организуйте правильное питание ребёнку. В его рационе должны быть сбалансированные полезные продукты: рыба, мясо, крупы и другие белки и сложные углеводы.
  • Узнайте – нет ли у вашего ребёнка проблем со сверстниками и педагогами, чтобы избежать в дальнейшем психоэмоциональной перегрузки.
  • Во время занятий делайте каждые 25 минут перерыв на пять семь минут. И не нужно, чтобы ребёнок продолжительное время занимался одним делом.
  • Помогут справиться с усталостью занятия ментальной арифметикой. Эта дисциплина позволяет без особых усилий принимать и обрабатывать большие объемы информации, которые обычного ребёнка приводят к переутомлению. Уроки ребёнок, занимающийся ментальной арифметикой, делает в три раз быстрее, а значит у него будет гораздо больше времени для отдыха. Эти качества, приобретённые при изучении ментальной арифметики, можно назвать панацеей против хронической усталости у современного ребёнка, но необходимо и соблюдать все вышеприведённые рекомендации – ведь победить одного из самых опасных врагов сегодняшнего школьника можно только совокупностью мер.
  • Читайте также:  Чем полезен грудной сбор
    Ссылка на основную публикацию
    Сироп шиповника с рябиной инструкция
    Действующее вещество: Содержание Состав Фармакологическое действие Фармакодинамика Показания препарата Шиповника сироп Противопоказания Применение при беременности и кормлении грудью Побочные действия...
    Синяк на мужском органе
    Повреждения полового члена чаще происходят в области крайней плоти, головки, кавернозных тел и могут сочетаться с повреждениями мошонки. Разнообразие травм...
    Синяк после укола в вену что делать
    Инъекционный метод введения препаратов разного назначения самый популярный в современной медицине. Но у процедуры есть неприятное последствие — подкожная гематома...
    Сиропы от коликов для новорожденных
    Формирование пищеварительной системы новорожденного Несмотря на то, что в период внутриутробного развития пищеварительная система развивается довольно быстро, и к моменту...
    Adblock detector