Шизоидное расстройство детского возраста

Шизоидное расстройство детского возраста

В рамках реализации проекта «Нормативно-правовое и информационно методическое сопровождение организаций ВОИ и семьи, воспитывающей ребенка-инвалида (с использованием ресурса сайта www.razvitkor.ru)

«Дети с РАС: Шпаргалка для взрослых»

Поступает немало обращений от родителей, чьим детям был поставлен аутизм. Чаще всего родители говорят о таких проблемах, как речевые нарушения, отсутствие речи, отсутствие понимания обращённой речи, низкая социализация, рассеянное неустойчивое внимание, трудности в восприятии новой информации, общение штампами, заученными фразами и о многих других проблемах.

Что мы знаем об аутизме?

Аутизм – нарушение развития, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.

Совсем недавно аутизм считался редким расстройством, но сейчас очевидно, что это не так.

Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого ребенка.

Классификация

Симптомы аутизма могут встречаться в разных сочетаниях и иметь разную степень выраженности. В зависимости от этого выделяют различные формы аутизма: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и т.д. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения.

В МКБ-10 детский аутизм входит в рубрику «Общие расстройства развития» (F84), которая часть раздела «Нарушения психического развития» (рубрики F80—89). Здесь выделяются следующие формы общих расстройств развития:

• F84.0. Детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм; инфантильный психоз; синдром Каннера);

• F84.1. Атипичный аутизм (атипичный детский психоз; умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами);

• F84.2. Синдром Ретта;

• F84.3. Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз; синдром Геллера; детская деменция; симбиотический психоз);

• F84.4. Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;

• F84.5. Синдром Аспергера (аутистическая психопатия; шизоидное расстройство детского возраста).

Обучение детей с аутизмом в школе

Существует несколько вариантов программ (8.1. — 8.4.) по обучению детей с РАС. Вариант программы рекомендуется ПМПК коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития.

В процессе школьного обучения сохраняется возможность перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой (основанием для этого является заключение ПМПК).

*Вариант 8.1. рекомендуется обучающимся, имеющим формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития, когда до поступления в школу ребенок имел опыт подготовки к ней в группе детей.

*Вариант 8.2. предполагает менее высокие интеллектуальные способности обучающегося или отсутствие опыта подготовки к школьному обучению в группе сверстников, поэтому длительность получения начального образования пролонгируется на один год. Ребенок может находиться в среде сверстников с ОВЗ, имеющих нарушения (например, в специальном коррекционном классе вместе с обучающимися по вариантам 5.2 или 6.2 или 7.2). Предполагается, что при выборе этого варианта АООП академический компонент будет освоен обучающимися с РАС в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО.

*Вариант 8.3. рекомендуется при сочетании РАС с легкой умственной отсталостью. Отличие от варианта 8.2 в том, что не требуется, чтобы академический компонент был освоен в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО, поэтому может находиться в специальном коррекционном классе с обучающимися, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), другие ОВЗ либо в среде сверстников без ОВЗ. В сфере академической компетентности при обучении по этому варианту выделяется два уровня достижений: минимальный и достаточный.

*Вариант 8.4. рекомендуется обучающимся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося, включение в образовательную среду осуществляется постепенно и дозированно.

Основные симптомы

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам.

— трудности в общении и социализации;
— неспособность установления эмоциональных связей;
— нарушение речевого развития;
— нарушение развития всех областей психики: интеллектуальной, эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

Дополнительные симптомы

— снижение чувствительности к боли;
— стереотипии (стереотипии или стимминг/стим — регулярно повторяющиеся движения,звуки;
— самостимуляция имеет различные формы: накручивание волос на палец, кусание себя, выкрики и т.д.;
— самоповреждения;
— снижение чувства самосохранения;
— невозможность понимать социальные сигналы;
— невозможность изменять своё поведение в зависимости от ситуации;
— избирательность в еде, проблемы с приёмом пищи;
— неумение проявить эмпатию и другие.

Читайте также:  Иммунитет при менингококковой инфекции

Обостренная чувствительность — особенность восприятия детей с РАС. Это проявляется в чувствительности к шуму, музыке, миганию лампочек, прикосновению одежды, запахам и т.п.

Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (далее мы расскажем об особенностях игровой деятельности, методах и методике развития социальных навыков).

Шизоидное расстройство личности — это замыкание в себе, избегание эмоциональных привязанностей, склонность к фантазиям и погружение в собственный внутренний мир. Люди, которые страдают шизоидным расстройством, испытывают затруднения в общении и налаживании социальных связей. Помощь психотерапевта позволяет смягчить острые грани взаимодействия с окружающим миром.

Слово «шизоидный» неслучайно созвучно шизофрении: проявления шизоидного расстройства похожи на симптомы, которые наблюдаются у пациентов с шизофренией: замкнутость, своеобразное мышление (за счет того, что человек постоянно наедине с собой), эмоциональная холодность, черствость.

Однако при данном расстройстве человек адекватно воспринимает действительность (нет бреда и галлюцинаций). Шизоидное расстройство — это особенность характера, склонность избегать взаимодействия с окружающим миром путем добровольной социальной изоляции, замыкания в себе и собственных фантазиях.

Шизоидное расстройство личности: симптомы и проявления

Чтобы установить диагноз «шизоидное расстройство личности», необходимо психотерапевт должен увидеть общие признаки шизоидного расстройства, а также как минимум три специфических критерия. К общим признакам расстройства личности относятся:

  • человек отстранен от окружающего мира, плохо владеет своими эмоциями, часто впадает в раздражение или гнев;
  • странности поведения, которые существуют не менее года;
  • трудности затрагивают все сферы жизни человека (дома, на работе, взаимодействие с незнакомыми людьми) и значительно нарушают адаптацию к нормам общества;
  • человек противопоставляет себя обществу и сознательно нарушает нормы поведения в социуме;
  • расстройство возникает в детском или подростковом возрасте и достигает расцвета в период зрелости.

При шизоидном расстройстве личности присутствуют минимум три критерия из списка ниже. Специфические для шизоидного расстройства личности симптомы следующие:

  1. Мало что доставляет удовольствие — шизоидные личности обычно имеют ограниченный, узкий круг интересов, где, однако, могут достигать больших успехов (например, талантливые ученые, музыканты).
  2. Эмоциональная холодность — женщины и мужчины с шизоидным расстройством скупы на эмоции, как позитивные, так и негативные.
  3. Эгоизм, эгоцентричность — человек невосприимчив к мнению окружающих, как критическому, так и похвале.
  4. Уход в собственные фантазии.
  5. Склонность к уединению, отсутствие близких друзей (иногда — одна дружеская привязанность) и нежелание сближаться с окружающими, снижение либидо.

При постановке диагноза врач проводит дифференциальную диагностику с шизофренией, параноидным и другими расстройствами личности, шизотипическим, депрессивным, биполярным аффективным и тревожным расстройствами. От диагноза зависит, какую схему терапии предложит специалист — медикаментозную или преимущественно психотерапевтическую.

Как лечится шизоидное расстройство личности?

При шизоидном расстройстве личности лечение осуществляет врач-психотерапевт. Главный метод лечения — индивидуальная психотерапия в сочетании с общеукрепляющими и расслабляющими процедурами (физиотерапия, массаж, сеансы релаксации). Медикаментозное лечение при шизоидном расстройстве применяется редко, если у человека есть симптомы депрессии или невроза.

Во время курса врач не ставит задачу полностью изменить характер клиента, а лишь помогает ему адаптироваться к окружающему миру, состояться профессионально, поддерживать комфортные отношения с окружающими.

Если не лечить шизоидное расстройство, его симптомы (эмоциональная холодность, отстраненность и склонность к уединению) могут значительно мешать полноценной жизни. Обращение к психотерапевту помогает значительно улучшить качество жизни людей с шизоидным расстройством и их близких.

Ремшмидт X.
Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение

3. Синдром Asperger (аутистическое расстройство личности)

3.4. Отграничение от других расстройств

Существует несколько расстройств, похожих на синдром Asperger и одновременно отличающихся от него. Поэтому дифференциальная диагностика бывает достаточно сложной.

Читайте также:  Как вежливо отказать мужчине в близости

3.4.1. «High-functioning»-аутизм (аутизм с высоким уровнем функционирования)

Как уже упоминалось, расстройство у детей с «high-functioning»-аутизмом трудно отличить от синдрома Asperger. Термином «high-functioning «-аутизм (аутизм с высоким уровнем функционирования) обозначают расстройства, наблюдающиеся у детей с ранним детским аутизмом (синдромом Kanner), у которых интеллектуальное развитие выше среднего уровня сочетается с характерными симптомами раннего детского аутизма.

Согласно точке зрения Gillberg (1998), в некоторых случаях в определенный период времени диагностируется ранний детский аутизм, а в другой период — синдром Asperger. При этом четкая дифференциальная диагностика становится невозможной. Другие исследователи [Klin et al., 1995] показали, что оба синдрома можно отличить, сравнивая нейропсихологический профиль, при условии, что группы пациентов, сопоставимы по возрасту и IQ. По Klin и соавт. (1995), оба синдрома, определяемые согласно критериям МКБ-10, отличаются по 11 нейропсихологическим признакам. Эти признаки характеризуют невербальные расстройства навыков обучения. Шесть из них являются хорошими предикторами (прогностическими признаками) синдрома Asperger (дефицит тонкой моторики, зрительно-моторной интеграции, зрительного восприятия, невербальной концептуализации, грубой моторики и зрительной памяти). Пять признаков оказались хорошими предикторами для исключения синдрома Asperger при отграничении его от «high-functioning»-аутизма (нарушение артикуляции, способ вербального самовыражения, слуховое восприятие, словарный запас и вербальная память).

Эти данные противоречат исследованиям других авторов [Ozonoffet al., 1991; Szatmari et al., 1990], которые не смогли выявить четких различий между синдромом Asperger и «high-fimciionmg»-аутизмом.

3.4.2. Шизоидное расстройство личности

Согласно диагностическим критериям МКБ-10, специфическое расстройство личности (F 60) определяется как «тяжелое нарушение структуры характера и поведения, охватывающее несколько сфер личности. Часто оно сочетается с нарушениями межличностного и социального функционирования. Первые проявления расстройств личности чаще всего наблюдаются в детском или подростковом возрасте, а вся окончательная манифестация происходит у взрослых. Поэтому ставить диагноз расстройства личности, вероятно, нецелесообразно до возраста 16—17 лет» [МКБ-10]. Сказанное обусловливает общие ограничения в постановке диагноза в этой возрастной группе. Диагностика шизоидного расстройства личности (F 61.1) исключает синдром Asper ger (F 84.5). С другой стороны, синдром Aspergcr (F 84.1) включает шизоидное расстройство детского возраста. Последнее описали Wolff и соавт. (1995) в соответствии с концепцией Kretsclimer о шизотимии [Kretsclimer, 1925] как варианте расстройства личности. Дальнейшее исследование [Wolff, 1995] показало, что примерно у 75 % этих детей симптомы сохраняются и в последующее время, а примерно у 5 % шизоидных детей (с синдромом Asperger) и позднее развивается шизофрения. Полученные количественные результаты приблизительно в 12 раз превышали ожидаемые (Wolff, 1995). С другой стороны, у пациентов с шизофренией до проявления заболевания чаще, чем в среднем, наблюдалось шизотипическое или шизоидное расстройство личности [Foerster el al., 1991; McCreadie et al., 1994].

Упомянутые выше данные сопоставляли с результатами катамнестических исследований детей с аутизмом, у которых болезнь не переходила в шизофрению. Выявленные различия могут служить существенными отличительными признаками обоих расстройств. Примечательно, что и дальнейшем лишь в нескольких исследованиях предпринимались попытки уточнить признаки синдрома Asperger и шизоидного расстройства личности в детском возрасте [Tantam, 1988а, I988b; Nagy, Szaimari, 1986]; так что эта проблема до сих пор не решена. Пока неясно, представляют ли собой синдром Asperger и шизоидное расстройство детского возраста проявления единой патологии.

3.4.3. Навязчивые состояния

Симптоматика у некоторых пациентов с синдромом Asperger соответствует критериям обсессивного расстройства или ананкастного расстройства личности. В большинстве случаев при обсессивном расстройстве достаточно просто проводить дифференциальную диагностику, тогда как при ананкастном расстройстве личности это не всегда удается. Возможно, имеется конституциональная связь между обсессивным расстройством и синдромом Asperger, или шизоидным расстройством личности детского возраста, так как выявляется определенное сходство между ними, например, и индексе массы тела (Body-Mass-Index, BMI) при сравнении последнего со средними значениями в нормальной популяции аналогичного возраста [Hebcbrand et al., 1997]. BMI получают, разделив массу тела в килограммах на возведенный в квадрат показатель роста и метрах. С помощью этого индекса можно надежно оценить массу тела независимо от роста.

Читайте также:  Как сделать укол без шприца

3.4.4. Синдром Gille-de-la-Tourette

Синдром Asperger в некоторых случаях сочетается с синдромом Tourette. Последний описан французским неврологом Gille-de-la-Tourette. Расстройство всегда начинается в детском возрасте, проявляется сочетанием моторных и вокальных тиков и носит хронический характер. Эпидемиологическое исследование синдрома Asperger, проведенное Ehlers и Gillberg (1993), показало, что у одного из 5 детей школьного возраста, страдающих синдромом Asperger, одновременно наблюдается и синдром Tourette, а еще у 3 детей — тики.

Эти результаты заставляют задуматься, не является ли синдром Tourette расстройством коморбидным (одновременно развивающимся) с синдромом Asperger и не имеют ли оба эти нарушения одну и ту же причину (этиологию). У детей с ранним детским аутизмом обнаруживаются как тики, так и синдром Tourette. Вместе с тем мало известно, какие тики характерны для синдрома Asperger или раннего детского аутизма.

3.4.5. Невербальное расстройство обучения

Концепция невербального расстройства обучения [Муklebust, 1975] охватывает различные нейропсихологические расстройства (например, расстройства психомоторной координации, связанные с тактильной сферой, нарушение способности решать невербальные задачи, нарушение зрительного восприятия пространства и т.д.), ограничивающие способность ребенка к обучению и развитие его личности. Принято считать, что эти расстройства, включающие также неправильное использование речи и выраженные нарушения социального восприятия, оценки и взаимодействии [Klin, Volkmar, 1997], в конце концов обусловливают социальную изоляцию, развитие аффективных расстройств и даже суицидальное поведение [Rourke et al., 1989]. Klin и Volkmar (1997) отметили, что эти особенности невербального расстройства обучения могут быть нейрокогнитивной моделью не только аутизма, но и синдрома Asperger. Однако до сих пор неясно, перекрывают ли синдром Asperger и невербальное расстройство обучения друг друга и в какой степени.

3.4.6. Шизофрения

Специфическая симптоматика шизофренических заболеваний, данные анамнеза и динамика позволяют дифференцировать их с синдромом Asperger. Что касается симптоматики, то при последнем не наблюдается продуктивных симптомов, таких как бред и галлюцинации. При синдроме Asperger в анамнезе (предыстории болезни) прослеживается раннее и очень дифференцированное речевое развитие, чего нет у пациентов, больных шизофренией. У таких пациентов вначале не отмечается и моторной неловкости. Позднее при шизофрении заболевание начинается либо относительно остро, либо наблюдается прогредиентная (с тенденцией к ухудшению) динамика с проявлениями аутизации, недостатка инициативы, неспецифическими продуктивными симптомами (бред и галлюцинации) или негативной симптоматикой (эмоциональное уплощение, бедность побуждений, апатия, скудость речи и нарушения мышления). Этого не наблюдается при синдроме Asperger, за исключением тех редких случаев, когда он переходит в шизофрению. Такого перехода не бывает при раннем детском аутизме (синдроме Kanner).

3.4.7. Другие расстройства

Gillberg (1998) отметил, что при дифференциальной диагностике синдрома Asperger должны учитываться и другие расстройства. Результаты нескольких эпидемиологических исследований свидетельствуют о том, что некоторые психические расстройства имеют относительно высокий процент коморбидности с синдромом Asperger. Например, эпидемиологическое исследование нервной анорексии показало, что в 6 случаях из 51 болезни в раннем возрасте предшествовал синдром Asperger [Gillberg et al., 1994]. В другом исследовании у троих из 14 детей с нарушениями внимания, моторики и восприятия были обнаружены нее признаки синдрома Asperger [Gillberg et al., 1995]. Сходные результаты были получены при исследовании детей с синдромом Asperger: у одного из пяти детей школьного возраста, страдающих этим синдромом, наблюдался и синдром Tourette [Ehlers, Gillberg, 1993].

Полученные результаты позволили Gillberg предположить, что упомянутые расстройства имеют в своей основе общее нарушение функций головного мозга или по меньшей мере их вариабельность, которая определяет ведущий синдром; причем расстройства в известной степени перекрывают друг друга, но в большинстве случаев могут быть отграничены друг от Друга. Gillberg относит некоторые из этих расстройств К «нарушениям эмпатии», включая синдром Asperger, аутизм, некоторые случаи синдрома Tourette, навязчивых состояний, расстройств личности и нервной анорексии. Концепция «расстройств эмпатии» охватывает группу клинических синдромов, при которых сильно нарушены социальные взаимосвязи в реальных условиях жизни [Gillberg, 1992]. Дальнейшие эмпирические исследования покажут, насколько эта концепция правомерна и достоверна.

Ссылка на основную публикацию
Шейно черепной синдром мкб 10
Рубрика МКБ-10: M53.0 Содержание 1 Определение и общие сведения 2 Этиология и патогенез 3 Клинические проявления 4 Шейно-черепной синдром: Диагностика...
Чувствительность груди в середине цикла
Молочные железы у женщин крайне чувствительны к гормональным изменениям, поэтому в течение цикла их состояние существенно меняется. Иногда появляется чрезмерная...
Чувство быстрого насыщения желудка причины
Диспепсия – комплекс расстройств пищеварительной системы. Диспепсия бывает хронической и функциональной, причем в России функциональная диспепсия встречается у 30–40% населения...
Шейный миозит лечение в домашних условиях
Практически все слышали о таком заболевании, как миозит, но мало кто знает сколь коварным оно может быть. Он имеет во...
Adblock detector