Агрессивность при беременности

Агрессивность при беременности

Помимо физических изменений, происходят и гормональные. В следствие чего женщины могут быть более раздражительными, часто срываться на родных и близких, могут впадать в исерики. Чаще всего женщина раздражается, когда понимает, что перемены происходят только с ней, а мужчина и не понимает как ей трудно, особенно когда токсикоз мучает, боли в спине, неудобность поз во время сна и прочие «радости» беременности, что физически она становится больше. Поэтому, очень многие женщины, в период раздражительности могут обвинять своих мужей в плохом самочувствии и т.д. Здесь можно посоветовать одно — это набратся большим терпением и стать более внимательным к желаниям будущей мамы. Так же чаще гулять с беременной, проветривовать квартиру, можно ходить на специаьныу курсы для беременных. в общем занимать молодую маму, чтобы не скучала ))))

Да, беременность может быть причиной раздражения или даже агрессии. Но иногда бывает, что раздражительная и агрессивная от природы женщина просто прикрывается беременностью, спекулирует на ней. Для мужей это удар ниже пояса, потому что ничего нельзя сделать, против факта беременности не попрешь.

Вопрос о раздражительности и агрессивном беспокойстве беременных мамочек можно рассматривать с точки зрения общей физиологии или индивидуальной психологии.

Предположение.

Девушка забеременела. Для неё это необычно, непросто и в какой-то степени одиноко, если нет моральной поддержки мужа или родителей. Хотя бы подруг. Она находится в состоянии гормонального излома, других изменений и психологического стресса.

Например.

Произошла беременность, а муж сказал на это: «Лично мне ребёнок тысячу лет не нужен». Как не появиться агрессивности в ответ?

Из личного опыта.

Видела множество спокойных беременных. Но есть и очень напряжённые будущие мамочки. Даже во время родов люди совершенно по-разному себя ведут.

Коротко и ясно.

Из-за самой беременности и из-за отношения к этой беременности близких. А порой и просто из-за характера, который шепчет: «Ты беременна, тебя весь мир должен на руках носить».

Потому что у женщины вовсе не «волшебный» период в жизни, как многие считают, или пытаются внушить множество фильмов и книг. Наоборот, беременная женщина испытывает огромные нагрузки для организма и изменения. Во первых происходит перестройка гормонального фона, что сказывается на перемене настроения и частой плаксивости. Будущей маме приходится мириться с тем, что происходит (как правило) прибавка в весе, ее может мучать токсикоз или появляется отвращение к некоторым продуктам, ей приходится по 100 раз вставать в туалет за ночь, т.к, чем больше срок беременности, тем больше увеличивается нагрузка на мочевой пузырь. Естественно после подобной ночи просыпаешься уставшей и раздраженной, особенно, если еще приходится ходить на работу. Помимо всего прочего нужно проходить постоянные медицинские обследования, сдавать регулярно анализы (т.к. нашим любимым гинекологам нужно выполнить «план»), плюс ко всему прочему прибавить очереди среди бабулек, которые обязательно вставят свое: «беременность это не болезнь», «подождешь» или «постоишь»! И после всего этого все окружающие еще удивляются, почему будущим мамочкам хочется всех убить!

Автор Ефимовская Наталья Алексеевна, врач психотерапевт

Рецензент: к.м.н. Стаценко А.Н. доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Омской Государственной Медицинской Академии.

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Психологический словарь, 1997)

Повышенная агрессивность детей является в настоящее время одной из острейших проблем в обществе и не только в России. Число детей с таким поведением растет во всем мире. Это обусловлено суммарным воздействием ряда неблагоприятных факторов:
• Ухудшением социальных условий жизни детей;
• Кризисом семейного воспитания;
• Невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
• Увеличению доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребенка.

Свою долю вносят средства массовой информации, интернет, кино — и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. При этом ребенок вместо сочувствия вызывает всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию, даже со стороны специалистов.

«Семейные» причины агрессивности:

• Неприятие детей родителями (нежеланные дети, случайные дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие);
• Безразличие или враждебность со стороны родителей;
• Разрушение эмоциональных связей в семье;
• Неуважение к личности ребенка (некорректная и нетактичная критика, оскорбительные и унизительные замечания, пренебрежение, высказанное публично);
• Чрезмерный контроль или полное отсутствие его;
• Избыток или недостаток внимания со стороны родителей;
• Запрет на физическую активность; Отказ в праве на личную свободу.

«Личные» причины агрессивности:

• Подсознательное ожидание опасности (немотивированная агрессивность когда мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка и эти ощущения передавались ребенку);
• Неуверенность в собственной безопасности;
• Личный отрицательный опыт;
• Эмоциональная нестабильность;
• Недовольство собой;
• Повышенная раздражительность;
• Чувство вины.

Ситуативные причины:

• Плохое самочувствие, переутомление;
• Влияние продуктов питания;
• Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка:
Наследственно-характерологические факторы:

• наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;
• психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.

Органические факторы:

• травмы головного мозга;
• особенности нервной системы;
• ММД (минимальная мозговая дисфункция) и т. п.

Социально-бытовые:

• неблагоприятные условия воспитания;
• неадекватно-жестокий родительский контроль;
• враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;конфликт между супругами.

Ситуационные:

• реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;
• чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
• введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);
• новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.

Агрессивные действия выступают в качестве:

1. Средства достижения какой-либо значимой цели;
2. Способа психологической разрядки;
3. Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Агрессивные проявления подразделяются на:

Физическую агрессию (использование физической силы против другого человека или объекта);
Вербальную агрессию (выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань));
Аутоагрессию (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений).
Агрессивные реакции могут быть:

Прямыми (непосредственно направленные против какого-либо объекта или человека);
Косвенными (действия, которые окольным путём направлены на другого человека (сплетни, шутки, действия исподтишка, обзывания и т.п.)).
Выделяют так же:
Инструментальную форму агрессии (является следствием достижения какой-либо нейтральной цели);
Враждебную форму (выражается в действиях, целью которых является причинение вреда).
Анализ возрастных особенностей проявления агрессивности свидетельствует о том, что для детей младшего школьного возраста в большей степени присуща физическая инструментальная агрессия (забрать игрушку или какой-либо предмет, защита от таких действий со стороны сверстников), по мере взросления всё сильнее проявляется вербальная агрессия, причём в враждебной форме.

Особенности установления контакта с агрессивными детьми

Поведение специалиста является ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении ребенка. Уже на первых этапах взаимодействия с ребенком специалист должен стремиться создать атмосферу доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренности и доверия. Необходимо наладить с ребенком теплые, дружеские (с подростком — партнерские) отношения, сохраняя определенную дистанцию с ребенком с целью повышения его самостоятельности и ответственности за свое поведение, а также профилактики зависимости ребенка от умного заботливого взрослого.
В психобиологическом смысле проявление гнева и агрессии являются частью адаптивной системы саморегуляции. «Провоцирующим являются неконтролируемое прерывание, ограничение спонтанной или целенаправленной деятельности (ожиданий)» (М.Мантессори)

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.

Читайте также:  Сколько держится температура при гнойном отите

В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избеганиенапряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей, но их знание не повредит и психологам.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
▪ полное игнорирование реакций ребенка/подростка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
▪ выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно. «);
▪ переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
▪ позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребенком обратной связи.
Для этого используются следующие приемы:
▪ констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
▪ констатирующий вопрос («ты злишься?»);
▪ раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
▪ обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последнее касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции — раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией — уменьшить напряжение агрессивного поведения в ситуации.
Усиливают напряжение и агрессию ребенка:
▪ повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
▪ демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
▪ крик, негодование;
▪ агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
▪ сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
▪ негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
▪ использование физической силы;
▪ втягивание в конфликт посторонних людей;
▪ непреклонное настаивание на своей правоте;
▪ нотации, проповеди, «чтение морали»,
▪ наказания или угрозы наказания;
▪ обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда. «, «Ты никогда не. «;
▪ сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;
▪ команды, жесткие требования, давление; оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:
▪ публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
▪ не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка — демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма — бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

• нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание — это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать — так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно — иначе человек обидится, и общение прервется, или превратится в конфликт. Все, что нужно делать — поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);
• пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
• прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
• использование юмора;
• признание чувств ребенка.

Читайте также:  Жаропонижающие и противовоспалительные средства для детей

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Список литературы:

1) Андрущенко Н.В. «Монтессори-педагогика и монтессори терапия» — СПб.: «Речь» 2010
2) Бахарева К.С. « Психологическая Реабилитация в детском возрасте» . – Ростов н/Д: Феникс, 2009
3) Бобра М. «Нет плохому поведению». – М.: Издательский дом «Вильямс» 2004
4) Бреслав Г.Э. «Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности» — СПб.: «Речь» 2007
5) Воробьева К.А. «Агрессия и насилие в подростковой среде» . – М.: Школьная пресса 2011
6) Лютова Е.К., Монина Г.Б, «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: «Речь» 2001
7) Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» — СПб.: «Речь» 2010
8) Федосенко Е.В. «Помощь подростку» — СПб.: «Речь» 2009
9) Шипицына Л.М. , Казакова Е.И., Жданова М.А. «Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка» — М.: «Владос» 2003

…Каково влияние гормонов на мозг и другие сенсорные системы, о которых речь шла в предыдущих главах? Насколько гормоны определяют наше поведение — как хорошее, так и плохое? В этой главе мы рассмотрим разные гормоны, но в основном сосредоточимся на одном, а именно на том, что неразрывно связан с агрессией, — тестостероне. Заглядывая вперед, сразу отмечу, что тестостерон имеет к агрессии гораздо меньшее отношение, чем принято считать. А на другом конце ряда обычно располагают гормон окситоцин: за ним закрепился статус, ассоциирующийся с теплым, добросердечным и просоциальным поведением. Так вот, и с окситоцином не так все просто и очевидно, как полагают.

Материнская агрессия

У самок грызунов степень агрессивности возрастает по ходу беременности и достигает пика в период родов. Очевидно, что такая агрессия достигает максимальных значений у тех видов, для которых характерна угроза инфантицида.

В поздний период беременности эстроген и прогестерон увеличивают уровень материнской агрессии за счет секреции большего количества окситоцина в определенных участках мозга, что опять же возвращает нас к окситоцину, способствующему материнской агрессии.

Приведу два примера, которые проиллюстрируют сложность эндокринных процессов, вовлеченных в агрессию. Эстроген участвует в процессе генерирования материнской агрессии. Но он же способен ослабить агрессию, усилить отзывчивость и улучшить степень распознавания эмоций. Оказалось, что в мозге существует два типа рецепторов для эстрогена, они-то и регулируют его противонаправленные поведенческие эффекты. При этом количественное выражение данных эффектов регулируется независимо друг от друга. Что мы видим: один и тот же гормон, одно и то же количество гормона, но с разным конечным действием. И оно зависит от того, на что мозг заранее настроен.

Следующая сложность: как мы уже знаем, прогестерон, действуя вместе с эстрогеном, способствует материнской агрессии. Тем не менее сам по себе прогестерон снижает агрессию и тревогу. Один гормон, одинаковое его количество — и диаметрально противоположный результат в зависимости от присутствия другого гормона.

Прогестерон снижает тревогу весьма хитроумным способом. Попав в нейрон, гормон превращается в другой стероид, а тот, в свою очередь, связывается с рецепторами ГАМК, что делает их более чувствительными к тормозящему эффекту ГАМК, и мозг, таким образом, успокаивается. Вот вам пример прямого диалога между гормонами и нейромедиаторами.

Женская агрессия с кулаками

Женская агрессия — кроме материнской — традиционно видится пассивной, скрытой. Как заметила Сара Блаффер Хрди, ведущий приматолог из Калифорнийского университета в Дэвисе, до 1970-х гг. почти никто даже и не думал исследовать конкуренцию среди женщин.

Тем не менее особи женского пола часто бывают агрессивны по отношению друг к другу. Это наблюдение попросту скидывают со счетов с помощью аргумента из области психопатологии: если, скажем, самка шимпанзе ведет себя агрессивно вплоть до убийства, такое поведение объясняют тем, что она — хм-м… — ненормальная. Или женская агрессия рассматривается как гормональный «выброс». У самок шимпанзе происходит синтез небольшого количества андрогенов в надпочечниках и яичниках; сторонники «выброса» считают, что синтез «настоящих» женских гормонов происходит как-то неаккуратно и некоторые мужские гормоны тоже по недосмотру выделяются. А так как эволюция — дама ленивая, она не удосужилась убрать из женского мозга рецепторы мужских гормонов, вот так и получается тестостероновая агрессия у женщин.

Такие суждения неверны по ряду причин.

Неправильно думать, что мозг самок содержит или не содержит рецепторы тестостерона просто по той причине, что у него тот же прообраз, что и у мозга самцов. У самок и самцов рецепторы андрогенов распределены по-разному, и у самок в каких-то участках они расположены гуще. Эволюция весьма активно провела отбор по действию тестостерона у самок.

А что еще важнее, женская агрессия с точки зрения эволюции осмыслена: стратегически выверенная агрессивность повышает приспособленность. В зависимости от вида самки сражаются за ресурсы (еду, районы гнездования и пр.), доводят товарок-соперниц, стоящих ниже их по иерархии, до бесплодия, убивают чужих детенышей (так делают шимпанзе, например). А у птиц и (редко) приматов, эволюция которых заповедала самцам быть заботливыми отцами, самки с особой яростью соревнуются за подобное сокровище.

На свете, что интересно, есть виды животных — среди них приматы (бонобо, лемуры, игрунки, тамарины), капские даманы, грызуны (калифорнийский и сирийский хомячки, голые землекопы), — у которых самки социально доминируют и ведут себя агрессивнее самцов (часто они и физически сильнее). Самый известный пример социальной гендерной инверсии — это пятнистые гиены; их исследовал Лоренс Франк с коллегами из Калифорнийского университета в Беркли. У типичных социальных хищников (львов, например) охотятся самки, а самцы только «спускаются к ужину», и им достается первый кусок. У гиен же охотятся находящиеся в подчиненном положении самцы; самки затем отгоняют их от добытой еды и предоставляют детенышам возможность насытиться первыми. Только представьте: у многих млекопитающих эрекция является сигналом доминирования, мол, «пришел-мужик-с-инструментом». У гиен все наоборот: у самца начинается эрекция, если самка его терроризирует. («Не нападай на меня! Смотри, я всего лишь безобидный самец!»)

Как же объяснить женскую конкурентную агрессию (неважно, у «нормальных» видов или перевертышей с инвертированными социальными ролями)? Логично было бы предполагать, что виноваты андрогены; и действительно, у самок с модифицированными половыми ролями уровень тестостерона такой же или даже выше, чем у самцов. Детеныши гиен рождаются «псевдогермафродитами» — это неудивительно, ведь до рождения они находились у мамы в животе, а там столько тестостерона! У самок гиен имеется ложная мошонка, отсутствует внешнее влагалище, зато есть клитор размером с пенис, который вдобавок способен эрегировать. И даже больше — некоторых отличий, которые имеются обычно между мозгами самца и самки млекопитающих, у гиен и голых землекопов нет. Это отражает тот факт, что их эмбрионы получают много мужских гормонов.

Из вышеизложенного можно было бы сделать вывод, что самки у видов с инвертированными гендерными ролями ведут себя агрессивно потому, что подвергаются усиленному воздействию андрогенов, и, соответственно, снижение агрессии среди самок остальных видов объясняется уменьшенным уровнем андрогенов.

И тут же возникают возражения. Начнем с того, что нам знакомы виды (например, бразильские морские свинки), у самок которых уровень андрогенов высок, но они при этом ведут себя неагрессивно и не доминируют над самцами. И напротив, самки некоторых видов птиц с инвертированными ролями не имеют повышенного уровня андрогенов. Кроме того, так же как и у самцов, индивидуальные различия в количестве андрогенов не предсказывают большей или меньшей агрессивности самки, будь то вид с классическим или инвертированным половым поведением. И вообще, у самок уровень андрогенов не увеличивается в периоды агрессивности.

Читайте также:  Как принимать пепсан р гель

И в этом есть логика. Женская агрессивность связана в основном с размножением и выживанием потомства: в первую очередь это материнская агрессия, но также и соревнование за полового партнера, «домашние» места, пищу на время вынашивания и выкармливания. Андрогены нарушают процессы, связанные с деторождением, вносят сумятицу в установленное материнское поведение. Как заметила Хрди, присутствие андрогенов ставит самку в затруднительное положение: ей необходимо сбалансировать преимущества агрессивности и невыгодность ее для воспроизводства. В идеале андрогены у самок должны бы влиять на «агрессивные» участки мозга и не касаться «репродуктивно-материнских» участков. В точности так эволюция и устроила, как выяснилось.

Обложка книги Издательство «Альпина Паблишер»

Предменструальная агрессия и раздражительность

Тут мы неизбежно приходим к теме предменструального синдрома (ПМС): это комплекс симптомов, сопровождающий месячные, когда портится настроение, растет раздражительность, да еще вздувается живот из-за скопления жидкости, выскакивают прыщи… Про ПМС ходит множество всяких неправдоподобных слухов и легенд. (То же касается и ПМДР — предменструального дисфорического расстройства, симптомы которого настолько значительны, что женщина не в состоянии нормально функционировать; им страдают 2–5% женщин.)

Тема эта вязнет сразу в двух противоречиях: в чем причина ПМС / ПМДР и как данный синдром связан с агрессией? Первый вопрос — это ужас какой-то. А вообще ПМС / ПМДР — физиология или социальная надстройка?

Согласно крайним взглядам («это просто социальное явление»), ПМС целиком и полностью является продуктом специфических культурных условий. Подобному мнению дала зачин Маргарет Мид, утверждая в своей книге 1928 г. «Взросление на Самоа» (Coming of Age in Samoa), что у самоанских женщин во время менструации не меняется ни настроение, ни поведение. Мид воспела благостные картины самоанской жизни, в которых самоанцы рисовались самыми миролюбивыми, добросердечными, сексуально-свободными приматами к востоку от бонобо. И тут же антропологи продолжили мысль, предположив, что женщины из любой культуры «набедренных повязок» не испытывают ПМС. Ну а если, соответственно, в какой-то культуре наблюдается безудержное распространение ПМС (в американской, например), это означает, что там ущемляются интересы женщин и подавляется их сексуальность. Подобные взгляды можно критиковать даже с позиций социоэкономики; взять, к примеру, такой вот перл: «С помощью ПМС женщины выражают недовольство своим притесненным положением в американском капиталистическом обществе».

Если принять за точку отсчета мнение подобных экстремистов, то получится, что в «репрессивных» обществах те женщины, которых сильнее всего притесняют, будут больше остальных страдать от ПМС. То есть женщины с сильными симптомами ПМС должны испытывать тревогу, депрессию, быть невротиками, ипохондриками, сексуально зажатыми, послушными религиозным запретам, они прячутся от сложностей вместо того, чтобы решать проблему. В общем, среди них нет ни одной порядочной самоанки.

К счастью, волна подобных идей по большей части схлынула. В ходе многочисленных исследований были выявлены сдвиги в химии мозга и поведении, которые сопровождают нормальный процесс репродуктивного цикла; причем поведение меняется и во время овуляции, и во время месячных. А ПМС представляет собой крайний, болезненный случай таких модуляций. При этом учтем, что симптомы ПМС, этого естественного физиологического явления, разнятся от культуры к культуре. Китаянки, например, описывают не столь сильный эффект ПМС, как западные женщины (и не известно, то ли им действительно не так плохо, то ли они просто привыкли не жаловаться). Принимая во внимание, что у ПМС более сотни симптомов, неудивительно, что они по-разному акцентируются от общества к обществу.

У других приматов тоже наблюдаются перименструальные изменения в поведении и настроении, поэтому ясно, что дело тут в биологии. Самки павианов и мартышек-верветок становятся более агрессивными и менее дружелюбными перед течкой (мартышек, насколько мне известно, американский капитализм не притесняет). Любопытно заметить, что у павианих более агрессивными становятся только доминантные самки; у подчиненных самок просто нет возможности выражать агрессию.

Эти данные прямо указывают на то, что сдвиги в поведении и настроении имеют биологическую основу. Социальный же аспект заключается в том, что они отошли в ведение медицины, получили наименования «патологий», «синдромов», «расстройств» и обрели «симптоматику».

Какова же базовая биология ПМС? Общепринятая теория указывает на резкое падение уровня прогестерона при приближении регул, а значит, его седативный, успокаивающий эффект ослабляется. Исходя из этого, ПМС является результатом слишком резкого снижения уровня прогестерона. Тем не менее подтверждений этой теории не так уж много.

Другая теория, которая имеет в активе кое-какие факты, построена с упором на гормон бета-эндорфин: он, как известно, выделяется при физических нагрузках и запускает похожую на легкое опьянение т. н. эйфорию бегуна. Согласно этой теории, причина ПМС кроется в аномально низком уровне бета-эндорфина. В общем, объяснений предложено много, но определенности ни одно из них не дает.

Теперь обратимся к вопросу, насколько ПМС связан с агрессией. В 1960-х гг. исследования Катарины Далтон (а именно она в 1953 г. ввела термин «предменструальный синдром») показали, что женщины совершали преступления во время перименструального периода чаще, чем в другое время (возможно, это означает только то, что в такие периоды их проще задержать, а не большую склонность к преступным действиям). Благодаря другой работе — исследовании девочек из школы-интерната — выяснилось, что непропорциональное количество нареканий за плохое поведение приходилось как раз на время менструаций нарушительниц. Заметим, что в исследованиях, проведенных в тюрьме, не делали различий между насильственными и ненасильственными преступлениями, а в школе нарушениями порядка считались и хулиганство, и опоздания. Таким образом, пока не очень ясно, становятся ли женщины во время месячных более агрессивными или агрессивные по природе женщины действуют более напористо в эти периоды.

Тем не менее адвокаты довольно успешно использовали ПМС в качестве уважительной причины для смягчения наказания и добивались в судах «ограничения ответственности». Вот, к примеру, нашумевшее дело Сэнди Крэддок 1980 г.: она убила коллегу, а кроме этого, могла похвастаться списком из более чем 30 судимостей за кражи, поджоги и нападения. На суде обнаружилось, что Сэнди непонятно для чего, но к счастью для себя, годами тщательно записывала в дневник не только дни месячных, но и фиксировала выходы в город «в поисках преступлений». Как оказалось, эти дни совпадали настолько, что ей дали срок условно и предписали лечение прогестероном. Но история на этом не закончилась: когда ее лечащий врач уменьшил ей дозу лекарства, во время ближайших же месячных Сэнди арестовали за попытку пырнуть кого-то ножом. И что же: опять условно и опять накапать прогестерона.

Действительно, судя по результатам всех этих изысканий, небольшое количество женщин испытывают ПМС такой силы, что их поведение можно квалифицировать как психотическое, и суд обязан принимать это во внимание в качестве смягчающего обстоятельства. Обычные же пре- и постменструальные изменения в поведении и настроении не особенно коррелируют с усилением агрессивности.

Перевод: Юлия Аболина, Елена Наймарк, д-р биол. наук

Ссылка на основную публикацию
Авирон таблетки инструкция по применению
Купи Инфо Подобни продукти Коментари Свързаност АВИРОН РАПИД таблетки 360 мг * 24 Грипът представлява вирусно заболяване на дихателните пътища....
А линия цены на янгеля
Запись к врачу по телефону в клинику - Медицинский центр А-Линия по адресу ул. Академика Янгеля, 6, корп. 1, Москва...
А медик на домодедовской отзывы
«А-Медик» и скидки «А-Медик» — сеть многопрофильных клиник в Москве работающие с 2003г. В клиниках оказывают широкий спектр медицинских услуг,...
Авитаминоз на губах
Весна – сложная пора для организма, поскольку он плохо реагирует на изменение погоды, продолжительность дня, температуру. В это время организму...
Adblock detector